Ничто так не привлекает детей, как пример старших. Если ребенок растет в читающей семье (или хотя бы один из родителей видимо получает удовольствие от чтения), он с большой вероятностью возьмет в руки книгу по собственной инициативе.
Создавайте ассоциацию "чтение - удовольствие"
Главная ошибка многих родителей - установка на то, что чтение - это обязанность. Вместо того, чтобы постепенно открывать для ребенка волшебный мир литературы, мы заставляем детей садиться за книгу насильно. При этом читаются нотации о пользе чтения, грамотности, кругозоре и образованности. Ни слова об удовольствии!
Сделайте чтение современным
Используйте тягу детей к разнообразным гаджетам. Возможно, ваш ребенок с гораздо большим удовольствием будет читать с планшета или электронного ридера.
Вполне вероятно, что сначала ребенка заинтересует исключительно возможность использовать модное техническое устройство. Но есть шанс, что он "втянется" и очень скоро попросит вас скачать ему новое произведение.
Если у вас есть предубеждение относительно небумажных средств чтения, имейте в виду что современные покетбуки, работающие по технологии "электронные чернила", позволяют не уставать глазам и читать даже на ярком солнце. Кроме того, такое устройство весит немного, поэтому его всегда можно взять с собой.
Если вы хотите сформировать у ребенка устойчивую любовь к чтению, обращайте внимание на книги, которые вы предлагаете его вниманию. Особенно это касается момента, когда ребенок начинает читать. В этом время книга должна четко соответствовать возрасту - не быть слишком примитивной или слишком сложной. Для начала выбирайте книги с крупными буквами, красочными иллюстрациями и увлекательным, но не слишком запутанным сюжетом.
На этапе, когда ребенок уже является опытным читателем, можно рисковать и предлагать более сложные книги, пусть даже рассчитанные на более старший возраст.
Если чтение упорно не вызывает у ребенка интерес, попробуйте такой способ: отведите малыша на экранизацию произведения, мультфильм или спектакль. Конечно, это должно быть произведение, соответствующее возрасту ребенка. Если ему понравится трактовка, можно ненавязчиво предложить почитать первоисточник. Объяснив при этом, что там будет еще больше интересных подробностей.
Если ребенок уже читает, используйте обратный механизм - смотрите фильм, мультфильм или спектакль уже после прочтения книги. Обычно дети очень любят. После этого можно обсудить, насколько совпали образы, созданные в фильме, и образы, возникшие при прочтении.
Обсуждайте книги с детьми
Вовсе не обязательно всегда читать дома, сидя за столом. Берите книгу на пляж, на прогулку (вы же сделаете перерыв и посидите на лавочке), на дачу (чтение в гамаке - ни с чем не сравнимое удовольствие). Если у ребенка есть желание, можно предложить ему взять книгу и просто во двор. Возможно, кто-то из ровесников заинтересуется, и это станет дополнительным стимулом. Если у родителей есть желание, по сюжету книги можно организовать игру.
Если ребенок читает вслух, не делайте ему замечания постоянно. Делайте это только тогда, когда ошибки принципиально грубы. При этом будьте максимально доброжелательны. Если ребенок сбился, с улыбкой помогайте ему продолжить чтение.
Используйте метод Кассиля
Данный метод подходит для ребенка, который умеет свободно читать, но не любит это делать. Возьмите интересное произведение с увлекательным сюжетом. Начните читать его вслух и вдруг остановитесь на самом интересном месте. После этого у вас не должно быть свободного времени на продолжение чтения. В итоге ребенок вынужден взять книгу в руки и самостоятельно выяснить, что было дальше. В этот момент родители должны начать хвалить ребенка и присоединяются к процессу чтения - например, одну строчку читает взрослый, две - ребенок.
Применяйте на практике 10 прав читателя от Даниэля Пеннака
Данные права перечислил в своей книге "Как роман" учитель литературы из Парижа Даниэль Пеннак. Итак:
Право не читать.
Пераво перескакивать.
Право не дочитываать.
Право перечитывать.
Право читать что попало.
Право на боваризм.
Право читать где попало.
Право читать вслух.
Право втыкаться.
Право молчать о прочитанном.
К этому призывает метол детского психолога Искры Даунис. Проснувшись, ребенок находит под подушкой письмо от сказочного героя, например Питера Пена. В двух строчках тот сообщает, что хочет с ним дружить и в знак этого дарит подарок. Ребенок находит подарок в указанном месте. На следующее утро он обнаруживает следующее письмо, на этот раз оно немного длиннее. Постепенно делая письма более длинными и содержательными, мы не только учим ребенка читать, но и формируем ассоциацию "чтение равно радость и удовольствие".
SMS-чат